воскресенье, 11 марта 2012 г.

Великие мастера Высокого Возрождения: 
Рафаэль, Джорджоне, Тициан


                                                                             по материалам лекции Натальи Романовой в рамках Культурного Проекта 

Невозможно обделить вниманием культового героя классики - Рафаэля Санти (1483 - 1520). Когда в Болонье открыли факультет искусства, он стал просто эталоном. Рафаэль, в отличие от Микеланджело, не был бунтарём, напротив - охотно рисовал заказы для папского двора. Создаёт целую серию Мадонн за свою недолгую жизнь (для сравнения, Микеланджело прожил 95 лет, а Леонардо - 67). Правда, Рафаэль, если сравнивать его с Микеланджело и Леонардо, не занимался почти ничем, кроме живописи - только архитектурой.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (ок. 1513 - 1516 гг)

«Сикстинская Мадонна» - одно из самых известных творений Рафаэля. Его Мадонна охарактеризована как «утешение в старости и дающая надежду в юности». Однако, неоднократно было замечено, что красота и величие этой картины открываются постепенно, с первого раза полотно не производит особого впечатления. Как писал Лев Толстой: "Мадонна Сикстинская... не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется". Зато потом, кода во второй или в третий раз вглядываешься в картину, начинаешь замечать глубокий психологизм, с которым выписаны персонажи - это и трагичный взгляд Марии, которая, кажется, знает, что несёт своего сына на землю на верную гибель; и раболепный и восхищённый взгляд папы Сикста; и несколько смущенный взгляд Варвары, которая будто бы свысока и непонимающе смотрит на всё, что творится на земле; и, наконец, неповторимый шарм скучающих ангелочков на первом плане. Можно долго и красиво изощряться в высоком слоге, описывая предгрозовое состояние природы на картине, и то, как искусно Рафаэль замкнул все акценты в композиции на фигуре и взгляде Марии, но я лишь процитирую одну строфу из стихотворения  Афанасия Фета "К Сикстинской Мадонне", в котором очень верно, на мой взгляд, описаны чувства, вызванные созерцанием картины: 

"...Здесь угасает пред Тобой тревога.
Такой Тебе, Рафаэль, вестник Бога,
Тебе и нам явил Твой сон чудесный
Царицу жен - Царицею Небесной!"
              Рафаэль. Мадонна в кресле. 1513 - 1515 гг.                                Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1500 - 1502 гг.

Следующие две картины - "Мадонна в кресле" и "Мадонна Конестабиле" (или, как её ещё называют, "Мадонна со щеглом") - удивительны тем, что композиция вписана с круг – при этом легко и непринуждённо. А это довольно сложно. Рафаэль заимствовал у Леонардо Его иконографию – на картине  "Мадонна в кресле" изображена Мадонна с двумя младенцами – Иисусом и св. Иоанном. Отличие между Леонардо и Рафаэлем, этими двумя титанами своей эпохи, состоит в том, что, повторюсь, если Леонардо сам изобретал иконографию, то Рафаэль всецело следовал указаниям Папы. При этом Рафаэлю искусством того времени отведена важная роль – зачинателя и продолжателя традиции. Он связывает воедино Ренессанс и Класицизм. 

Леонардо даёт свободу рефлексии – каждый понимает его картины по-своему. А вот Рафаэль очень по-средневековому символичен, очень «читаем». Подтверждение этому мы видим в картине «Мадонна со щеглом». Существует предание, объясняющее, почему у щегла красная грудка - ведь он вытащил шип из тернового венца Христа, и кровь брызнула на его грудку. Другой символ, который внимательный зритель найдёт на картине - это растение жёлтый дрон - символ непритязательности и скромности. Рафаэль как будто говорит, что на самом деле нам почти ничего не нужно, чтобы вести активную духовную жизнь.

Характерными чертами творчества Рафаэля являются обилие символов и сдержанный колорит. Бернард Бернсон в своей книге «История живописи в Италии» пишет, что итальянскую живопись можно разделить на 2 школы: флорентийцы больше внимания уделяли рисунку и композиции, а венецианцы – цвету.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, известный как Джорджоне (1476 - 1510 гг.) – талантливый художник, который умер молодым во время чумы, оставив после себя несколько произведений. Напр., картину «Гроза».

Джорджоне. Гроза, 1505 - 1508 гг.

Умберто Эко в книге «История красоты» - причисляет «Грозу» к жанру маньеризм: одной из черт маньеризма является растерянность персонажа перед лицом жизни.

Загадка, которую через свои картины задаёт зрителю Леонардо, остаётся без ответа, ведь кроме него ответа никто не знает. В отличие от Леонардо у Дорджоне в картинах есть какая-то сюжетная загадка, на которую явно существует отгадка!

Тициан Вечеллио (1476 - 1576 гг.) – более молодой и удачливый живописец (ведь он пережил эпидемию чумы, от которой Джорджоне умер). Основной акцент в творчестве ставил на цвет, а не на композицию. Леонардо с иронией говорил о нём: «хороший художник, только, к сожалению, слабый рисовальщик». У Тициана персонажи начинают испытывать растерянность, беспокойство, испуг перед жизнью (чего не было у Леонарно и Микеланджело – их герои либо были заняты самолюбованием, либо пребывали в блаженстве, либо боролись со всем миром). Император Карл 1, автор крылатого выражения «над моей империей никогда не заходит солнце», с большим пиететом относился к Тициану и сделал его популярность общеевропейской. Не считал зазорным поднять упавшую кисть Тициана.

Тициан. Венера, Купидон и куропатка. 1550 г.                                   Тициан. Венера, купидон и органист. 1548 -1549 гг.

Во времена Тициана появляются подделки – поскольку Тициан не мог всех обслужить, другие, менее удачливые художники продавали свои работы как тициановские по тициановским ценам.

Тициан. Святой Себястьян

«Святой Себатьян» - потрясающе драматическая картина. К концу жизни Тициан перейдёт почти уже к импрессионистической манере писать: широкими мазками, слоями, которые накладываются друг на друга. Тициан писал эту картину старческой рукой с привязанной к ней кисточкой. К разговору о руках – мастера видно по тому, как он пишет не только руки, но и чёрное по чёрному – у не вполне мастера вместо чёрного Вы увидите провал.