понедельник, 6 февраля 2012 г.

Возрождение в Италии. Вселенная Леонардо да Винчи
по материалам лекции Натальи Романовой в рамках Культурного Проекта

Высокое Возрождение (или Чинквеченто) длилось с 1500 по 1525 гг. Его ярчайшими представителями были Паоло Веронезе, Леонардо да Винчи, Джорджоне, Франческо Мельци, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Тинторетто, Тициан Вечеллио и др.

Настоящим идеалом человека Возрождения, учёным, инженером, естествоиспытателем, художником был Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)

Художественную грань гения отлично описал А.М. Эфрос в своём трактате «Леонардо – художник». Мистическую грань попытался разгадать Ден Браун в бестселлере «Код да Винчи»


Леонардо да Винчи. Благовещение. 1472-1475 гг.

В своей дипломной работе «Благовещение» Леонардо показывает всё, что умела на тот момент флорентийская живопись: в картине есть и перспективное построение, и органичное совмещение переднего и заднего плана, и чувство ритма, и, наконец,  любимое сочетание  цветов флорентийских живописцев: зеленоватый с красноватым, а также жёлтый с синим.

Его полотнам присуще так называемое «Обаяние Леонардо» - он тихо берёт нас за руку и, не говоря лишнего, подводит к картине как, напр., в произведении «Мадонна Бенуа». Интересно, что в своих записках Леонардо не давал никаких комментариев к своим картинам – он предпочитал, чтобы они говорили сами - это одна из важных черт его творчества.

Мадонна Бенуа                        Св. Анна с Марией и младенцем Христом              Мадонна в скалах

Картина - это окно в мир. А окно в окне открывает нам ещё большую глубину. Новаторство Леонардо в том, что в окне в картине он не показывает нам ничего, кроме незамутнённой голубизны неба. Действие может находиться где угодно, сопровождаться чем угодно, ведь важен совсем не антураж, а то, что внутри. Что за чувства при этом хотел вызвать у нас художник? Подвешенность? Лёгкость? Эфемерность мира?

«Св. Анна с Марией и младенцем Христом» - зрелая картина, её отличает редкий «марсианский» или «лунный» пейзаж, а также загадочная полуулыбка, столь характерная для персонажей Леонардо. Также очень необычно, что мама Христа (Мария) и его бабушка (Анна) изображены почти одного возраста. Видимо, это должно было символизировать духовное родство, а также, что в душе человек никогда не стареет. Значит ли это, что Л. писал душу своих персонажей, а не только телесную оболочку? 

Ещё одна интересная картина – «Мадонна в скалах». Леонардо был первым, кто начал переписывать свои картины с небольшими вариациями через определённый промежуток времени. Как будто переосмысливая для себя определённые этапы своей жизни, возвращаясь к её урокам и чуть меняя выводы, которые делал – как менял он акценты в картине.
 

Леонардо да Винчи. Фреска "Тайная вечеря" в церкви Санта-Мария дела Грациа, Милан.

«Тайная вечеря» - единственное монументальное произведение Леонардо. Он работал над этой фреской в течении 10 лет. При этом сама фреска была написана сравнительно быстро, а 10 лет художнику понадобились, чтобы «выносить» лики Христа и Иуды. Картине присущ чёткий, изысканный ритм (особенно это заметно по изящным движениям рук и по ритмике повернутых голов).


Леонардо да Винчи. Джоконда. Лувр. нач. XVI в.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием знаменитую на весь мир картину «Джоконда». Чем же этот портрет жены флорентийского купца, написанный под заказ, завоевал мировую известность? Возможно, секрет в том, что великому живописцу удалось передать высокие духовные качества модели – а Джоконда, вторая молодая жена купца Джокондо, действительно была образцом благочестия и, кроме того, стала отличной матерью для падчерицы – что, согласитесь, редко встречается. Л. Взялся за эту картину, при этом отказавшись писать портрет герцогини… Что же им двигало? Существуют разные мнения на этот счёт. В одной из версий предполагается, что Л. писал свою женскую половину андрогина.

Об андрогинах. Платон описывает древнегреческую легенду, согласно которой в незапамятные времена люди состояли из двух половин: мужской и женской, женской и женской или мужской и мужской. При этом у них было по 2 пары рук и ног, 2 головы, шарообразное туловище. Андрогины были невероятно сильными, ловкими и умными, и боги, боясь, что их свергнут, разделили андрогинов пополам. С тех пор люди бродят по свету в поисках своей утраченной половины, надеясь обрести цельность.

По каким-то причинам Л. не отдал картину заказчику – вместо этого её купил король Франциск за 4000 экю – баснословная сумма для того времени. Король любил картину как икону и во все свои путешествия брал её с собой - возил в карете.

Довольно интересна история похищения «Джоконды» – итальянский столяр, обиженный в своих патриотических чувствах тем, что картина его флорентийского земляка, итальянца, выставляется во Франции, решил восстановить историческую справедливость и украл картину из Лувра. Это было тем более легко сделать, учитывая, что во время ремонтных работ в музее экспонаты не очень тщательно охранялись. Когда горе-грабителя всё-таки поймали, в его поддержку развернулась широкомасштабная рекламная кампания итальянской творческой элиты того времени (художники, оперные певцы и т.д). В итоге властям ничего не оставалось, кроме как выпустить столяра-похитителя «условно».


Франческо Мельци. Коломбина. Эрмитаж. 1520 г.

У Л. были ученики, которые растиражировали его «фирменный знак» - загадочную улыбку. Напр., картину ученика Леонардо Франческо Мельци «Коломбина» (или, как её ещё называют, «Флора») – долгое время приписывали кисти самого Леонардо.

Жизнь Леонардо и его творчество плотно окутаны флёром загадочности. Нам остаётся только фантазировать, как всё было на самом деле, или - творчески осмысливать его творения и вдохновляться ими на новые произведения. Как, например, сделал Шарль Бодлер в своем стихотворении "Маяки":

"...Леонардо да Винчи, в своём зазеркалье туманном, 
В заточении вечном среди сосен и льда, 
С чуть заметной улыбкой о чем-то сказать несказанном
Ликов ангельских вдруг промелькнёт череда."

Одна из версий происхождения знаменитой улыбки гласит: в то время Италия была портовыми воротами в мир. И поскольку в Италию начинают поступать восточные скульптуры, неудивительно, что улыбка Джоконды становится похожей на улыбку Будды: перед нами благополучная тишина человека, пронизанного внутренней молитвой.

Согласно другой версии, развивается археология, и вполне возможно, что Леонардо находил вдохновение в этрусских вещах (греческие этруски тоже любили полуулыбки).

А какие версии происхождения «леонардовской» улыбки знаете Вы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий