среда, 22 февраля 2012 г.

Возрождение в Италии. Вселенная Микеланджело

по материалам лекции Натальи Романовой в рамках Культурного Проекта

Ещё одним титаном эпохи Возрождения был Микеланджело ди Лодовико Буонаротти (1475 - 1564 гг.), ученик Леонардо и по совместительству отличный скульптор! Микеланджело был единственным из мастеров того времени с аристократическим, а не плебейским происхождением (скульптура считалась ремеслом и учились этому ремеслу, в основном, простолюдины – за исключением Микеланджело). Вообще у Микеланджело был тяжелый и упрямый характер, по словам его современников. Возможно, это в немалой степени способствовало его профессиональному становлению.

Леонардо оставил после себя пассаж о верховенстве живописи над скульптурой – ведь живопись оперирует цветом. По его словам, Художник, работая над картиной, обычно стоит в чистой рубашке, с холёными руками, между делом то прихлёбывая вино, то отщипывая виноградинку и, одновременно, ведёт приятную беседу с молодой красивой моделью, в то время как Скульптор, весь в пыли и грязи, таскает камни, как последний рабочий на каменоломне.

Видимо, ирония учителя лишь подстегнула Микеланджело к достижению цели.

Микеланджело. Мадонна Брюгге

Одна из первых работ Микеланджело - скульптура «Мадонна Брюгге». Между регионами Брюгге и Флоренцией шла активная торговля. И скульптура Микеланджело была подарком городу для закрепления хороших торговых отношений.

Микеланджело. Оплакивание Христа (Pieta). 1499. Собор Св. Петра, Рим, Ватикан

Впоследствии М. доработал «Мадонну Брюгге»  и создал удивительную по силе внутренних эмоций скульптуру «Оплакивание Христа». В ней Микеланджело изобретает собственную иконографию. По одной из версий Христа сняли с креста ещё живого – и свидетелем его последнего вздоха, как и первого, была его мать. Примечательно, что Мадонна изображена такого же возраста, как Христос - М. удивительно проиллюстрировал строфу из "Божественной комедии" Данте, где говорится про Богоматерь как про "дочь своего сына".

Анкета, придуманная Анной Ахматовой, разделяет людей, в зависимости от их выбора – чай или кофе? Собака или кошка? Пастернак или Мандельштам? - На экставертов или интравертов, а также оптимистов или пессимистов.
  • Те, кто выбирают чай-собаку-Пастернака – чаще оказываются экстравертами оптимистами;
  • Те же, кто любит кофе-кошек- Мандельштама – интровертами пессимистами.
Так и людей можно разделить на тех, кто любит Леонардо да Винчи (экстр.опт.) или Микеланджело (интр.песс.)

Микеланджело. Давид. 1501-1504 гг. Академия, Флоренция

Скульптура «Давид» - выдающееся произведение хотя бы потому, как Микеланджело слепил руки. Правая и левая рука, пассивная и активная, каждая по-своему прекрасна. Если обойти скульптуру кругом, то с каждой новой точки обзора будет меняться выражение лица Давида – от приветливого до грозного!

У М. был тяжёлый характер, острый язык (напр., он мог нагрубить Папе Римскому) и трезвый взгляд на вещи (совсем не романтичный, по меркам эпохи). И это нашло отражение в его творчестве.
Микеланджело. Моисей

В статуе «Моисей» усматривают автопортрет Микеланджело.

М. расписывал Сикстинскую капеллу (а также проектировал архитектуру в других работах).

Микеланджело. Создание Адама. 1508-1512 гг. Сикстинская капелла, Рим, Ватикан

«Создание Адама» - одна из наиболее растиражированных его картин. Она олицетворяет, что последней точкой создания человека является касание. Соединение рук, соединение душ. «Статуарность» работ чувствуется у М. - он всегда оставался скульптором и мыслил трёхмерно, скульптурно – даже картинам Микеланджело характерно сведение к живописному минимализму в цветах – это хорошо соответствует монументальной живописи (в противоречие плоскостному мышлению Средневековья)

Микеланджело. Фрагмент картины "Страшный суд". 1508-1512 гг. Сикстинская капелла, Рим, Ватикан

В картине «Страшный суд» впечатляет каждый фрагмент.

Площадь Капитолия в Риме

Микеланджело также успел отметиться как архитектор: он успешно спроектировал «Ансамбль Капитолия в Риме».

А закончить характеристику Микеланджело хочется, по уже сложившейся традиции, цитируя стихотровение Бодлера "Маяки": 

"...Микеланджело, выси туманные зыбки, 
Здесь легко перепутать Геракла с Христом; 
Разрывающих саван могучих и гибких 
Пальцев хруст. Близкой ночи фантом".

Комментариев нет:

Отправить комментарий